Основная информация
Парк Пругонице
Обширный природный парк (250 гектаров) основал в конце XIX века граф Эммануэль Сильва-Тарукка. Сегодня здесь растет несколько тысяч видов деревьев и кустов, включая богатую коллекцию рододендронов. Тропинки и дорожки дополнены постройками в романтическом духе, а также несколькими озерами и альпийской горкой.
В парке, заложенном в 1885 году, собрано полторы тысячи видов деревьев и тысячи других растений. В местном замке размещается Ботанический институт Академии Наук Чешской Республики.
Когда говорят о ближайшем предместье Праги, местечке под названием Пругонице, то в первую очередь это название ассоциируется с неповторимым образом местного парка, одного из самых крупных и ценных ландшафтных парков Европы.
Первые сведения о замковом парке относятся к началу 16 века, однако подробные описания парка того времени не сохранились. Парк возле замка в романтическом духе появился в начале 19 в., но началом основания современного парка считается 1886 год.
Создатель парка – Эрнст Эммануэль Сильва-Тарукка, знаток растений, особенно древесных пород, он обладал утонченным художественным вкусом. Постепенно выкупая соседствующие с усадьбой земельные участки, со временем он превратил местность в прекрасный парковый комплекс площадью около 200 га.
Что касается истории рода Сильва-Тарукка, то это был знатный португальский род, представители австрийской ветви которого поселились в Чехии. В 1885 г. наследница имения из рода известных меценатов, сделавших многое для чешской культуры, графиня Мария Антония Габриэла Ностиц-Ринек выходит замуж за графа Э.Э.Сильва-Тарукка, сына другого знатного мецената, также покровительствовавшего деятелям искусства (в частности, художнику Й.Манесу, который, будучи приятелем графа, часто гостил и творил в их имении Чехи под Коширжем).
Эрнст Эммануэль Сильва-Тарукка (1860-1936) тоже был ценителем чешской культуры, в 1885 г. он стал почетным председателем Народописной выставки, предоставив пражский дворец в распоряжение будущего Народописного музея, пока в 1908 г. дворцовый комплекс не выкупил город.
Кажущаяся естественность парка – желаемый результат большой кропотливой работы. Искусно используя пересеченную местность, осью которой является речка Ботич с искусственными запрудами и небольшими водопадами, граф приложил немало усилий по созданию обширного парка в английском стиле «естественного» типа. Дорожки в парке проложены с применением системы микроландшафтов, т.е. так, чтобы посетитель, проходя около наиболее интересных мест, постоянно открывал для себя новые и зачастую неожиданные виды. Характерные для Пругоницкого парка, многочисленные просветы окаймлены насаждениями в виде кулис. В одних местах это темные хвойные породы, в других – светлые, как бы успокаивающие, лиственные деревья. Просветы попеременно открывают вид на замок, отражающийся в спокойной глади пруда или на густой загадочный массив леса. Здесь также использованы эффекты окраски и освещения.
При сотрудничестве с известными учеными – специалистом по пражским садам Ф.Томайером и ведущим европейским дендрологом К.Шнайдером - подбором и комбинациями различных видов деревьев Э.Э.Сильва-Тарукка создавал композиции отдельных островков зелени и целых лесных массивов.
Он комбинировал темно-зеленые хвойные породы со светлыми лиственными, рано зеленеющие с теми, которые долго остаются голыми, выделяясь своими четкими контурами. Само собой разумеется, что наибольшим богатством красок парк обладает осенью. Лиственные деревья украшаются всеми возможными цветами – от светложелтого до темнокоричневого, тогда как хвойные стабильно сохраняют зелень.
Э.Э.Сильва-Тарукка применял такой метод композиции, который можно назвать «контрастный вид». Миновав примерно одну треть пути в сторону просвета, посетитель открывает вид в ту и в другую сторону, в обоих случаях законченный доминантой: ближе находится доминанта второстепенная, менее эффектная – луг, вода, группа деревьев, и, напротив, более отдаленная главная доминанта просвета – чаще всего, это здание замка. Целесообразно использован и контраст света и тени – по ходу движения вглубь парка применяется чередование лесных порослей с открытыми лугами.
Долина речки Ботич оказалась идеальным местом для реализации проекта создания природно-ландшафтного парка. Домашние древесные породы, которые составляют основу парка, были дополнены растениями со всего мира. Ярким контрастом, использованным при формировании парка, является контраст между стоячей и проточной водой, для чего используется система запруд и искусственных водопадов. Применяется и эффект зеркального отражения картин на поверхности воды. Отражение оптически увеличивает пространства, удлиняя главным образом вертикальные линии, и обогащает палитру цветов, так как различные колоритные элементы пейзажа видны в двух вариантах. Несмотря на то, что парк возник в период, когда в парковую архитектуру уже проник стиль модерн, он сохранил редкую чистоту пейзажного стиля.
Составной частью парка является альпинарий, раскинувшийся на скалистом участке над Подзамецким прудом и представляющий типичную флору местных гор и наиболее значительных горных систем мира.
Дорога, пересекающая парк, делит его условно на две части: Парк и Заказник.
В 1909 г. при сотрудничестве с дендрологом К.Шнайдером Сильва-Тарукка создал Дендрологический союз, занимавшийся разбивкой садов для интродукционных и экспериментальных работ с большим количеством растительного материала, привозимого со всех концов света. Сегодня это составная часть дендрологического сада Научно-исследовательского института декоративного садоводства.
Формирование парка было в основном завершено еще до начала первой мировой войны, но тяжелая экономическая обстановка не позволяла осуществлять надлежащий уход за парком и даже возникла опасность его постепенной гибели. В связи с этим в 1927 г. граф был вынужден продать парк министерству сельского хозяйства, однако и в дальнейшем он приложил немало усилий, принимая участие в некоторых работах, занимаясь парком практически до конца своих дней (умер в 1936 г).
Новый этап в развитии пругоницкого парка наступил в 70-х гг. в связи с размещением здесь центрального Ботанического сада при вновь созданном Ботаническом институте ЧАН. Ученые договорились принципиально не вмешиваться в структуру решенного в пейзажном стиле исторического ядра парка. При строгом соблюдении этого правила, новые ботанические экспериментальные коллекции и экспозиции должны были размещаться вне этого ядра.
Согласно новой концепции, с учетом возрастающего интереса ученых и увеличения количества посетителей, границы парка были расширены с прежних 200 до 250 га – это нынешняя площадь парка, по дорожкам которого можно пройти расстояние в 40 км.
Кроме всемирно известной коллекции рододендронов (их здесь насчитывается 200 видов), многие сорта которых были выведены здесь еще при графе, как и старое собрание древесных пород и фруктовых деревьев, Ботанический сад располагает одной из самых больших в Европе коллекций ирисов. Здесь собрано также огромное количество разнообразных пионов, различных сортов роз, лилейников, кувшинок и мн. др.
Представляет интерес богатая коллекция шишек и семян хвойных пород (третья в мире), а также семян и плодов лиственных деревьев и множество других образцов для изучения флоры.
В Европе немало естественных парков в природе, нередко обладающих большой художественной ценностью, однако, по красочности композиции ни один из них не сравнится с парком в Пругонице.
Кому-то здесь больше нравится весной, кому-то осенью, когда парк, прежде всего, благодаря листве американских и азиатских деревьев, выглядит очень живописно. Кому-то здесь нравится зимой. Но лучше всего у нас с конца апреля до середины июня, когда все цветет. Ранней весной распускаются альпийские цветы. Апрель-июнь - это пора цветения рододендронов и азалий. В это время здесь больше всего гостей.
Время работы:
Апрель – октябрь: ежедневно 7.00 – 19.00,
Ноябрь – март 8.00 – 17.00
«Пругоницкие музыкальные торжества» – субботние концерты классической музыки в Малом дворе замка